+7 (914) 900-35-01
НАША ЦЕЛЬ - СОДЕЙСТВОВАТЬ БИЗНЕСУ В ПРИВЕДЕНИЕ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СООТВЕТСТВИЕ ТРЕБОВАНИЯМ ПРИРОДООХРАННОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА.

Нюансы обращения с ТКО

В статье – комментарий к письму Минприроды России от 15.01.2019 № 12-50/00189-ОГ.

Вправе ли хозяйствующий субъект (при наличии у него такого желания) выделять из массы образующихся ТКО отдельные виды отходов, пригодные для утилизации (например, бумагу, стекло, пластмассу), и направлять их на утилизацию самостоятельно, минуя регионального оператора?

Хозяйствующий субъект вправе самостоятельно организовывать раздельное накопление отходов для дальнейшего направления их на утилизацию или заключить договор с региональным оператором по обращению с ТКО.

К сожалению, письмо представляет собой поток информации. Она хоть и правильная по сути, но не позволяет однозначно понять, как госорган пришел к итоговому выводу. Центр правовой экологии предполагает, что позиция министерства в первую очередь основана на разграничении групп отходов из ФККО. С одной стороны – группы отходов, относящиеся, по мнению госоргана, к ТКО:

▸ 7 31 100 00 00 0 – отходы из жилищ;

▸  7 31 200 00 00 0 – отходы от уборки территории городских и сельских поселений, относящиеся к твердым коммунальным отходам;

▸  7 31 300 00 00 0 – растительные отходы при уходе за газонами, цветниками, древесно-кустарниковыми посадками, относящиеся к твердым коммунальным отходам;

▸  7 33 100 00 00 0 – мусор от офисных и бытовых помещений предприятий, организаций, относящийся к твердым коммунальным отходам;

▸  7 34 100 00 00 0 – мусор и смет от уборки железнодорожных и автомобильных вокзалов, аэропортов, терминалов, портов, станций метро, относящийся к твердым коммунальным отходам;

▸  7 34 200 00 00 0 – мусор и смет от уборки подвижного состава железнодорожного, автомобильного, воздушного, 16 МАРТ 2019 Документы и комментарии водного транспорта, относящийся к твердым коммунальным отходам;

▸ 7 34 900 00 00 0 – прочие отходы при предоставлении транспортных услуг населению, относящиеся к твердым коммунальным отходам;

▸  7 35 000 00 00 0 – отходы при предоставлении услуг оптовой и розничной торговли, относящиеся к твердым коммунальным отходам;

▸  7 36 200 00 00 0 – отходы (мусор) от уборки гостиниц, отелей и других мест временного проживания, относящиеся к твердым коммунальным отходам;

▸  7 36 400 00 00 0 – отходы (мусор) от уборки помещений организаций, оказывающих социальные услуги, относящиеся к твердым коммунальным отходам;

▸  7 37 000 00 00 0 – отходы при предоставлении услуг в области образования, искусства, развлечений, отдыха и спорта, относящиеся к твердым коммунальным отходам;

▸  7 39 400 00 00 0 – отходы при предоставлении услуг парикмахерскими, салонами красоты, соляриями, банями, саунами, относящиеся к твердым коммунальным отходам. С другой стороны, группы отходов, не относящиеся (судя по контексту) к ТКО, например:

▸  4 05 000 00 00 0 – бумага и изделия из бумаги, утратившие потребительские свойства;

▸  4 34 000 00 00 0 – отходы продукции из пластмасс, не содержащих галогены, незагрязненные;

▸  4 51 000 00 00 0 – отходы стекла и изделий из стекла.

Вторая важная мысль в комментируемом письме – условием образования ТКО являются смешение различных материалов и изделий при утрате ими потребительских свойств, что обусловливает схожесть компонентного состава видов отходов, относящихся к ТКО, вне зависимости от источника образования и агрегатное состояние «смесь материалов и изделий». То есть сортировка превращает, трансформирует часть отходов, являвшихся до сортировки в полной мере ТКО, в «не ТКО». К сожалению, в Законе № 89-ФЗ2 дано достаточно расплывчатое определение понятия ТКО и не предусмотрен однозначный механизм разделения отходов на ТКО и «не ТКО». ФККО содержит определенные подвижки в этом направлении, но, конечно, потенциал этого документа реализован далеко не полностью. В идеале в ФККО следовало бы прямо, четко и ясно разделить отходы на два больших массива: отходы, относящиеся к ТКО, и отходы, не относящиеся к ТКО.

Второй шанс у природоохранных ведомств был тогда, когда в Законе № 89-ФЗ появилось полномочие Правительства РФ утверждать правила обращения с ТКО. Казалось бы, можно перечислить в этих правилах все группы отходов из ФККО, которые надлежит считать ТКО. Однако Правила обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденные постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 № 11563 , не содержат подобных указаний. Наконец, третья возможность – письма госорганов. Но и тут природоохранные ведомства осторожничают. Несколько раз мы уже наблюдали в письмах следующий подход: то, что входит вот в эти группы отходов по ФККО, является ТКО, а про остальные группы отходов по ФККО умолчим; может, есть там ТКО, а может, нет – догадывайтесь самостоятельно. Но ведь, пожалуй, главный конфликт и кроется как раз в вопросе квалификации «отсортированных» видов отходов. Образуются бумажные отходы в квартирах? Конечно, образуются. Образуются они вне потребления на предприятиях? Тоже образуются. Как тогда относиться к группе отходов «4 05 000 00 00 0 – бумага и изделия из бумаги, утратившие потребительские свойства»? Это только ТКО? Или только не ТКО? Частично ТКО, частично не ТКО? Комментируемое письмо склоняет нас к ответу «только не ТКО», но мы видим скорее намеки в этом отношении, чем четкий ответ. В любом случае важно понимать, что речь в письме идет, во-первых, именно об отсортированных фракциях отходов (стеклянные бутылки, бумага, алюминиевые банки – все отдельно), а во-вторых, об их удалении путем именно утилизации, а не, например, захоронения.

Документы

1. Письмо Минприроды России от 15.01.2019 № 12-50/00189-ОГ «Об обращении с ТКО».

2. Федеральный закон от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».

3. Постановление Правительства РФ от 12.11.2016 № 1156 «Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства РФ от 25.08.2008 № 641».

Разработка программы повышения экологической эффективности и плана мероприятий по охране окружающей среды

ДОКУМЕНТ

Письмо Росприроднадзора от 23.01.2019 № РН-03-02-31/2454 «О рассмотрении обращения»

В письме, в частности, отмечается, что при невозможности соблюдения нормативов допустимых выбросов (НДВ), нормативов допустимых сбросов (НДС), технологических нормативов действующим стационарным источником и (или) совокупностью таких источников, расположенных на объекте НВОС, устанавливаются временно разрешенные выбросы, сбросы. При этом в случае невозможности соблюдения нормативов хозяйствующими субъектами, осуществляющими деятельность на объектах I категории, на период поэтапного достижения НДВ, НДС разрабатывается и утверждается программа повышения экологической эффективности. В случае невозможности соблюдения НДВ, НДС на объектах II и III категорий на период поэтапного достижения нормативов разрабатывается и утверждается план мероприятий по охране окружающей среды. Юридические лица и ИП обязаны ежегодно представлять отчет о выполнении плана мероприятий по охране окружающей среды, программы повышения экологической эффективности в уполномоченный орган. При этом правила разработки плана мероприятий по охране окружающей среды и программы повышения экологической эффективности устанавливаются уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти. Поскольку в настоящий момент указанные правила не установлены, разработка и утверждение программ повышения экологической эффективности и планов мероприятий по охране окружающей среды, представление отчетности об их выполнении будут возможны только после утверждения соответствующих правил.

 

Нюансы обращения с ТКО