При отсутствии на предприятии экологической службы (эколога), документация по вопросам охраны окружающей среды находится в различных службах, что не позволяет осуществлять постоянный производственный контроль за соблюдением природоохранного законодательства.
В соответствии с требованиями природоохранного законодательства деятельность предприятия в части охраны окружающей среды должна быть отражена в документации различного вида — государственной статистической отчетности, журналах аналитического контроля и работы очистного оборудования, а также инструкциях, приказах, утвержденных планах мероприятий и пр.
Для обеспечения эффективности природоохранной деятельности на предприятии и предотвращения применения штрафных санкций со стороны контролирующих органов решение экологических задач целесообразно доверить высококвалифицированным специалистам, имеющим многолетний опыт работы в сфере охраны окружающей среды.
Абонентское сопровождение осуществляется на основании договора, в соответствии с которым ООО «ЦЭСП» обеспечивает полное экологическое сопровождение предприятия за плату, размер которой определяется по соглашению сторон в зависимости от вида и объема работ.
Любая компания, вне зависимости от размера, деятельности, организационно-правовой формы и других факторов, должна сдавать экологическую отчетность Росприроднадзор, Росводресурсы, органы статистики и вносить экологические платежи. Отсутствие отчетов, искажение данных и несоблюдение сроков сдачи влечет наложение штрафов контролирующими службами.
Обязанность сдачи отчетности по образованию отходов заложена в законе № 89-ФЗ от 24.06.98 г. В настоящее время эту форму сдают все предприятия, образующие в своей деятельности отходы. Согласно Постановлению Росприроднадзора 20.11.2012 № 622, ограничения для учреждений культуры, образования, искусства и органов управления, а также установленный ранее минимальный объем в 50 тонн отменены.
Эту форму сдают предприятия, даже установившие на трубы пылеулавливающие и другие защитные устройства, если их годовой выброс составляет: более 10 т обычных выбросов; 5-10 т выбросов, в которых содержатся вещества 1 и 2 класса опасности. Отчет содержит сведения об объёме выбросов в воздух, в т. ч. очищенных. Указываются наименование опасных веществ, их кода и концентрации. Отражаются данные о плановом и фактическом выбросе и мероприятиях по снижению загрязнения воздуха. Форма сдается в территориальное отделение Росстата. При наличии обособленных подразделений или филиалов по ним заполняются отдельные формы, сдаваемые в местный отдел статистики.
Эта статистическая форма предоставляется организациями: сбрасывающими стоки в водоемы. Забирающими воду из любых источников в объеме более 50 м³/сут. Исключение составляют сельхозобъекты. Получающими и потребляющими воду объемом более 150 м³/сут. из систем водоснабжения и использующими ее для производства с/х продукции. Получающими от поставщиков более 300 м³ воды за сутки, используемой для любых целей, кроме сельхозпроизводства. Оснащенные системой оборотного водоснабжения производительностью 5000 м³/сутки вне зависимости от количества забираемой воды.
В декларации указываются суммы, подлежащие перечислению в бюджет за загрязнение окружающей среды в календарном году. В отдельных графах отмечаются платежи за загрязнение атмосферы, сброс отходов в водные объекты, сжигание попутного газа, выбросы в воздух, размещение отходов. Учитываются авансовые суммы и штрафные оплаты, вызванные превышением лимитов. К документу прикладываются расчеты, по которым составлена декларация. Все платежи за НВОС должны быть внесены до 1 марта, а сам документ подается в Росприроднадзор 10 марта.
Форма 4-ОС.
Отчет сдают предприятия, тратящие на охрану природы более 100 тыс. руб./год. Исключение составляют охотничьи хозяйства и компании, занимающиеся природоохранной деятельностью и обслуживанием охраняемых зон – заповедников, заказников. В отчете указываются суммы, затраченные на охрану воздуха, воды, утилизацию отходов, защиту от шума, научные изыскания в области охраны природы другие мероприятия по улучшению экологической обстановки.
Программа производственного экологического контроля (ПЭК) должна разрабатываться и утверждаться юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I, II и III категорий <1> (далее - объекты), по каждому объекту с учетом его категории, применяемых технологий и особенностей производственного процесса, а также оказываемого негативного воздействия на окружающую среду.
В случаях изменения технологических процессов, замены технологического оборудования, сырья, повлекших за собой изменение качественных характеристик загрязняющих веществ, поступающих в окружающую среду, а также изменение установленных объемов выбросов, сбросов загрязняющих веществ более чем на 10%, юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, осуществляющий хозяйственную и (или) иную деятельность на данном объекте, должны скорректировать Программу в целях приведения ее в соответствие с настоящими требованиями в течение 60 рабочих дней со дня указанных изменений.
Программа должна содержать следующие разделы:
-общие положения;
-сведения об инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и их источников;
-сведения об инвентаризации сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду и их источников;
-сведения об инвентаризации отходов производства и потребления и объектов их размещения;
-сведения о подразделениях и (или) должностных лицах, отвечающих за осуществление производственного экологического контроля;
-сведения о собственных и (или) привлекаемых испытательных лабораториях (центрах), аккредитованных в соответствии с законодательством Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации;
-сведения о периодичности и методах осуществления производственного экологического контроля, местах отбора проб и методиках (методах) измерений.
Так же предусмотрено предоставление отчетности по программе ПЭК до 25 марта года, следующего за отчетным.